На главную страницу сервера "Русское Воскресение"
ФОТОГРАФИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ СВЯТОЙ РУСИ
  Главная    Разделы:   Страницы:

Поучения Святых Отцов о храме Божием
Статьи о православной Церковной архитектуре

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Мысли о Богослужении Православной Церкви

Храм есть образ той скинии Бога с человеками, которую видел св. Иоанн Богослов в видении, о которой говорил ему громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Апок. 21, 3).

Храм - грань, соединяющая землю с небом, или земное небо. В нем истинная стихия душ наших; тут наша духовная пища, наше духовное питие (в священных песнях, чтениях), сладость, красота нетленная, сила, свет, обновление, слава истинная, мудрость; тут тихое пристанище от бурь греховных, неизбежных в мире, чистилище или измовение от греховных скверн, сокровищница и богатство нетленное; тут источник жизни Божией и предначинание жизни небесной, праведной, святой; тут теснейшее единение с Богом и со всеми святыми. Неоцененное сокровище Для христианина - храм.

Читайте полностью главу II "О храме".


Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В мире молитвы

Часть V. Молитва Церковная

52. Люблю я молиться в храме Божием, особенно в св. алтаре, у престола или у жертвенника Божия, ибо чудно изменяюсь я во храме благодатию Божиею; в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния узы страстей, и мне становится так легко; все обаяние, вся прелесть страстей исчезают, и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для единого Бога, и весь им проникаюсь и бываю един дух с Ним; я делаюсь как дитя, утешаемое на коленях матери; сердце мое тогда полно пренебесного, сладкого мира; душа просвещается светом небесным; все светло видишь, на все смотришь правильно, ко всем чувствуешь дружество и любовь, к самим врагам, и охотно их извиняешь и прощаешь. О, как блаженна душа с Богом! Церковь истинно земной рай.

53. О Храм святой! Сколь благо, сладостно в тебе молиться! Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих пред престолом Божиим и пред лицом Седящего на нем! Поистине, душа тает от умиления молитвенного, и слезы по ланитам струятся, как вода. Сладостно молиться за всех.

56. Стоя в храме, будь весь как на небе с Богом; ибо в храме все небесное... Тут общая молитва не о чем другом, житейском, а о - спасении души, о прощении грехов, о преуспеянии в добродетели и даровании бессмертия душам нашим - молитва за всех. Всякое житейское попечение должно отлагать в сторону при входе в храм и стоянии в нем.

62. Учившаяся и недоучившаяся молодежь редко ходит в церковь, вообще не ведет дела воспитания своего духовного, считая его как бы не нужным и отдаваясь житейской суете. На это надо обратить внимание. Это плод гордости, неразвитости духовной. Считают посещение храма и богослужения общественного делом простого народа и женщин, забывая, что в храме со страхом служат вместе с человеками Ангелы и вменяют это себе в величайшее блаженство.


Преподобный Антоний Великий

Устав отшельнической жизни

Церковное Богослужение.

53. Дела церкви (смотрение за церковью и Богослужением) должны быть поверяемы мужу верному и Бога боящемуся.

54. Как только ударят в било, не ленись тотчас идти в церковь.

55. Не оставляй Богослужения, да не будет тебе это в преткновение и сеть.

56. В церкви отнюдь не говори.

57. Не так будь в церкви, как в таком месте, где собирается много народа (чтоб в душе не было шума и толкотни помышлений).


Архиепископ Сергий (Голубцов)

Церковная архитектура

Храмы, в которых совершается богослужение Православной Церкви, имеют своим историческим началом, с одной стороны, ветхозаветную скинию, а с другой, горницу, в которой совершена Евхаристия Господом нашим Иисусом Христом. Первая служила прообразом Церкви Христовой, вторая - ее осуществлением, зерном из которого впоследствии выросло могучее древо, символизировавшее грядущее Небесное Царство.

В первые века христиане не могли осуществлять храмостроительство в силу репрессий, но тем не менее с самого возникновения христианских общин мы наблюдаем вполне сложившееся внутреннее размещение главных богослужебных помещений.

Осуществление принципов Церковного Предания настолько ярко отразилось в храмовой архитектуре, что можно довольно верно определить: отражает ли данный храм верность Церковному Преданию или оно в нем затемнено, искажено элементами, чуждыми Православию.

Читайте полностью работу архиепископа Сергия.