На главную страницу сервера "Русское Воскресение"
ФОТОГРАФИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ СВЯТОЙ РУСИ
  Главная    Разделы:   Страницы:

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе

Часть третья. Мысли о Богослужении Православной Церкви

Глава II. О храме

Храм есть образ той скинии Бога с человеками, которую видел св. Иоанн Богослов в видении, о которой говорил ему громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Апок. 21, 3).

Входя в церковь во время Богослужения, или не во время его, вы входите как бы в особенный какой-то мир, непохожий на видимый: вы видите св. иконы лиц, когда-то живших на земле и прославившихся дивною жизнию — святою, прозорливою, чудотворною, подвигами изумительной любви к Богу и людям, подвигами молитвы, воздержания, чистоты, мученичества, терпения, милосердия; видите особенно выдающийся образ Богочеловека Иисуса Христа, Коего Славою исполнены все концы земли — это Чудо любви к погибающему во грехах роду человеческому; видите образ Пречистой Его Матери Девы — чудо чистоты, любви к людям, милосердия, кротости, смирения, терпения, преданности Богу; видите лики святых Ангелов, эти огненные небесные чины, блистающие небесною красотою, святостию, мужеством и непобедимою силою, кротостию и любовию; видите лики св. угодников Божиих, апостолов, пророков, святителей, мучеников, преподобных и всякого рода святых, всякого звания и состояния и обоего пола, изумивших мир и доселе удивляющих нас твердостию своей веры, подвигами бескорыстия, воздержания, чистоты, терпения, кротости и незлобия, неотпадающей и неоскудевающей горячайшей любви к Богу и человечеству, умертвивших свои страсти, победивших самую природу и невидимых, вселютейших врагов рода человеческого, совершивших всякий вид добродетели и восприявших венцы победные, венцы вечной жизни от руки Подвигоположника Господа Иисуса Христа. Ко всему этому вы видите в храме престол Божий, на нем книгу Завета Божия, Завета вечного, завещающего нам любовь, святыню и всякую добродетель; видите на престоле и за престолом орудие и знамение нашего спасения, равно как знамение безмерной любви Божией к миру, знамение воскресения и бессмертия — Крест Сына Божия, на котором Он совершил наше избавление от вечного гнева и наказания Божия, которое неминуемо постигло бы нас без крестной жертвы. А стоя во время Богослужения, вы что слышите чаще всего? Краткое, часто повторяющееся прославление безмерного Его человеколюбия, Его благости, милосердия и щедрот, Его вечной державы, непреходящего, неколеблемого царства, Его вечной силы и славы; часто слышите слова воскресения, бессмертия и вечной жизни человека; слышите слова о вочеловечении и житии на земле вечного Сына Божия, Его беспредельной, отеческой любви к людям; слышите Его учение, Его жизнь, Его чудеса, заповеди, дарующие вечную жизнь и славу исполнителям их; видите в действиях и словах священнослужителей Его чудную божественную вечерю, на которой установлено величайшее таинство, спасительнейшее таинство причащения Пречистого Тела и Крови Его; как бы видите Его крестные страдания в священнике, воздевающем крестообразно руки, Его смерть на кресте, погребение (великий вход), воскресение и вознесение на небо, слышите о чудных подвигах веры, упования и любви бесчисленного множества св. угодников Божиих, которые на себе самих показали всю спасительность веры во Христа, которая их изменила, очистила, укрепила в подвигах добродетели, переродила, обновила, освятила, присвоила Богу и привела к вечной жизни. В мире вы видите и слышите все земное, преходящее, хрупкое, тленное, грешное, не приносящее вам существенной, постоянной, вечной; пользы, вечного наслаждения. В храме, напротив, вы видите и слышите небесное, непреходящее, вечное, святое; там слух ваш оглашается весьма часто словом о другом мире — вечном, о другом царстве — царстве вечной правды, любви, мира, царстве вечной юности, красоты, блаженства в Боге и с Богом. В мире ничто не в состоянии утолить палящей, мучительной жажды ваших душ, ибо душа по природе стремится к сродной себе нетленной пище и питии: в церкви утоляется всякая алчба, жажда душевная совершеннейшим образом, ибо в церкви источник спасения, там чистейшие источники спасительного Слова Божия, утоляющего всякую жажду души, там благодать Божия изобильно изливается в души чрез святые таинства. В мире все временное, преходящее, как дым и пар; в церкви — вечное, для которого и сотворен человек; в мире суета и грех, в церкви - истина и правда.

В храме помещаются изображения таких лиц, предметов, таких событий, которые Церковь воспоминает, призывает и празднует, как ежедневно, так еженедельно и каждогодне, или даже в известные часы каждого дня: лик Господа, Божией Матери, Тайная вечеря, благовещение о воплощении Сына Божия, образ Креста Животворящего, снятие со креста и положение во гроб Пречистого тела Господа (антиминс); изображение событий двунадесяти праздников; лики Предтечи, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и вообще святых, прославившихся добродетелями богоподобными, украсивших и утвердивших Церковь своими писаниями и своею жизнию, и нам оставивших прекрасный пример веры, упования и любви христианской, вообще величайших благодетелей человечества.

Огонь горящих восковых свече и лампад, как и самое кадило с горячими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного — Духа Святого, сошедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду, напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частию и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так в храме все поучительно, и нет ничего праздного, ненужного.

Вступив в храм, вы как бы оставляете за собою землю и вступаете в земное небо, оставляете время и вступаете в вечность; ибо вы слышите непрестанно славословие и благодарение Богу, прошение к Богу и частое повторение слов, выражающих вечность Бога, имеющую начаться вечность и самих песнословцев: Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. И действительно, верующим в Иисуса Христа обещана жизнь вечная, и дается им эта вечная жизнь, и они, начав славословить вечного Бога! здесь на земле, будут прославлять Его достойно и праведно в бесконечные веки, ибо смерть их будет только сном, во время которого душа будет жива и после которого она вечно будет славить Иисуса Христа, купно со Отцем и Духом Святым, поправшего смерть нашу смертию Своею. Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне (Пс. 118, 175). Вообще, вступив в храм, вы слышите непрестанное обращение к Богу священнослужителей — чтецов и певцов, от лица народа возносящих к Богу хвалу, благодарение и прошение. Это весьма назидательно, поучительно, трогательно, спасительно действует на души всех истинно благочестивых. Тут едиными усты и единым сердцем все славят и воспевают пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Церковь, вместе молящаяся, есть великая сила Божия, побеждающая полки демонские и могущая испросить у Бога всякий дар совершенный, всякую помощь, всякое заступление, избавление и спасение. Поэтому блаженны все искренно приходящие в Церковь и молящиеся в Церкви: с ними Бог, они не лишатся всякого блага (Пс. 33, 11). Горе оставляющим собрание Церковное: с ними диавол, уловивший их в свою волю (2 Тим. 2, 26).

Польза, важность храма и потребность ЗНАНИЯ СВЯЩЕННОГО СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА.

Здесь, в храме, едино на потребу; здесь убежище от суеты и бурь житейских; здесь тихое пристанище душ, ищущих спасения; здесь нетленная пища и питье душ; здесь свет, просвещение всякого человека, грядущего в мир; здесь чистый воздух духовный; здесь источник живой воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14); здесь раздаяние даров Духа Святого; здесь очищение душ. Чтение и пение в церкви совершается на языке священном; ему должны учиться все христиане православные, чтобы разуметь сладостные вещания матери своей, воспитывающей чад своих для неба, для жизни вечной. А то мать вещает детям своим слова истины и спасения, слова любви и премудрости, дети же многого не понимают, как языка чуждого. Здесь в храме человек узнает истинное благородство души своей, цену жизни и цель ее, или назначение свое; здесь отрезвляется душой своей от обаяния житейской суеты и житейских страстей; здесь познает судьбу свою временную и вечную; здесь познает свое горькое, глубокое падение и растление грехом; здесь обретается Спаситель, наипаче во святых Его животворящих Тайнах, и спасение наше; здесь познает истинное отношение свое к Богу и ближним, или к семье и обществу, в коем живет. Храм — земное небо, место теснейшего соединения с Божеством; училище небесное, воспитывающее христиан для небесного гражданства, научающее их небесным нравам, небесному жительству; преддверие неба; место общей молитвы, благодарения, славословия триединому Богу, все создавшему и хранящему; единение с Ангелами. Что честнее и почетнее храма? Ничего. В богослужении, как на хартии, изображены в лицах все судьбы человеческого рода, от начала до конца; богослужение — альфа и омега судьбы мира и человеков.

Здесь училище покаяния, примирения человека с Богом; для того здесь часто слышим вопль кающегося смиренного грешника: Господи, помилуй, ибо этот вопль есть вопль кающегося; подай, Господи, — это голос обнищавшего грехом: помози нам, Господи, яко обнищахом зело, и скоро да предварят нас щедроты Твоя.

Образ Спасителя, как первообраз наш, как образ наш в житии, становится первым от царских врат; затем Пречистая Его Матерь по левую сторону, ибо чрез Нее мы обожены и введены в рай. Как должно держать себя всегда в храме во время Богослужения? С верою, благоговением и страхом Божиим, как в доме Божием, где непрестанно, день и ночь, очи и сердце Божие, где Бог тьмами тем крат светлейшими солнца очами взирает на приходящих и молящихся или немолящихся и — или награждает усердных миром и прощением грехов, или наказывает нерадивых лишением Своей благодати.

Сам христианин есть храм Духа Святого и должен быть свят по душе и телу и в храм Божий приходить для освящения, просвещения, утешения и обновления.

Служа Богу на земле, в земном храме, приготовляемся к служению Богу на небеси. Я буду славить Господа во веки веков, а здесь во времени предначинаю славословить державу Его (стихиры мученикам в каноннике).

Есть ли на земле место выше, святее, благотворнее, как храм Божий? Нет. Ибо в нем престол Божий, в нем страшные Тайны совершаются, в нем наше обновление, освящение, примирение с Богом, усыновление; тут схождение Духа Святого, тут Троицы явление в животворящих Тайнах, тут наше обновление и обожение, тут просвещение, тут руководство наше к животу вечному, тут всегдашняя о нас молитва Церкви как при жизни, так и по смерти нашей; тут отъемлется наше бремя греховное; тут решение и вязание грехов; тут единодушная и общая молитва, тут умиление с обильными слезами, тут утешение Святого Духа, тут утверждение и препоясание силою свыше нас немощнейших. Как любил богоотец, царь и пророк Давид, дом Божий! Как любил его и наш Спаситель, Христос Господь, во дни плоти Своей! А Матерь Божия воспиталась в нем, во святая святых! Как любили апостолы дом Божий!

Разве туне молимся ежедневно или в воскресные и праздничные дни в храме? Нет, но великие и богатые милости получают от Бога все усердно молящиеся: помилование, оставление грехов ради бескровной Жертвы, приносимой на алтаре, освящение, избавление от скорбей, умирение душ и утверждение в вере и добродетели. И можно ли туне уйти из дома Божия, из дома Отца щедрот и веяния утехи (2 Кор. 1, 3), от Которого свыше сходит всяк дар совершен (Иак. 1, 17)? Отчего же многие не ходят и многие очень редко ходят в храм? Отчего бежат от храма? Что скажете вы о тех детях, кои бегут из дома родительского?

Духовный слух нужен входящим в храм и стоящим в нем во время Богослужения. Имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 13, 9), говорит Господь. Без духовного слуха служба может остаться бесплодною для души; нужен духовный разум, сердце, очищенное покаянием от страстей житейских.

Осе свойства Божий мы в себе познаем: святость, правосудие, всеведение, всеблагость, всеблаженство, познаем наипаче сердцем: Бог бо есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2, 13). Бог живет в человеке праведном, как в Своем доме, храме. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16)?

Христианин без церкви, как рыба без воды, не может жить истинною жизнию; церковь его стихия.

У царских врат стоит всегда местная икона Богоматери, потому что Она своими молитвами к Сыну Своему и Богу отверзает врата царствия роду христианскому, Ее ублажающему.

Завеса церковная в алтаре означает завесу, покрывающую таинство, также завесу между настоящею и будущею жизнию, в которой многое для нас сокрыто, завесу между небом и землею.

Благоухание храма, производимое кадилом, напоминает всегда о том, что наши нерукотворенные храмы души и тела должны благоухать непрестанно благодатию Святого Духа и добродетелями: чистотою, святостию, кротостию, смирением, незлобием, простосердечием, искренностию, доброжелательством, сочувствием, снисхождением, терпением, нелицеприятием, правдолюбием, послушанием, милосердием.

Нигде мы так глубоко, искренно, всецело не входим в себя, как в храме, ибо тут особенно присутствует спасающий нас Бог, действует особенно Его благодать; тут при помощи церкви, молитв, чтений из священного Писания, особенно Псалтири, и церковных песней — стихир и канонов, человек познает себя во всей наготе, свое глубокое падение и растление, свою немощь, свою бедность, свое окаянство, свою крайнюю греховность, и бесконечное милосердие Божие, правду и святыню Божию, бесконечную премудрость и всемогущество Его. Тут особенно посещает его глубокое чувство и умиление со| слезами, и тут он наипаче примиряется с прогневляемым нами ежечасно Богом. Да, священно-церковные молитвы легко вводят человека в самопознание, исторгают слезы умиления, укрощают страсти, вливают в душу мир и отраду, вселяют взаимную любовь, дух единения, кротость и смирение, целомудрие и воздержание, веру, надежду и любовь. Никто так не воспитывает человека для неба, для Бога, как церковь. Это наилучший педагог. Поэтому напитывайте себя как можно больше, цельнее, духом церковных молитв, духом святыни, кротости, правды, любви, духом небесным.

Всей душой люби храм, благоговей к нему, ибо из него исходит твоя жизнь, твое освящение, твоя сила, помощь, слава, честь, из него вечная жизнь, тут все твои духовные сокровища. Мир же, который ты любишь, которому поклоняешься, прелюбодеен и грешен, тленен и скоротечен, обманчив, коварен и лжив.

Ты приходишь, христианин, в храм, к самому Источнику жизни, приходи же с верою, смирением, искренним сердцем, со страхом.

Душа, как творение Божие, должна непрестанно служить Существу высочайшему, всесовершенному, от Которого она все получила: жизнь, дыхание, ум, свободную волю, сердце; в этом ее жизнь, ее совершенство, ее сила, наслаждение, блаженство. В противном случае она будет служить духу злобы и лукавства или своим похотям и страстям, ибо она не может оставаться в бездействии, как существо духовное, деятельное, и будет служить на погибель себе, на уродование себя, на вечное мучение себе. Или Богу служи, или, если хочешь сего, будешь неизбежно служить греху: диавол не дремлет.

Дом Мой, дом молитвы (Лк. 19, 46). Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя все земное за собою, по крайней мере, так должны входить в храм. Дома нас весьма многое отвлекает от молитвы, а в храме все внушает нам благоговение и молитву: и престол Божий, и лики Господа и святых, и образ Креста животворящего, и Евангелие на престоле, и царские врата, ведущие в алтарь, в это земное небо, и самый вид алтаря, возвышенного пред прочими местами храма, и чтение, и пение, каждение и светильники горящие, и священники — лица служащие, облаченные в священные одежды — все, все внушает тебе благоговение и молитву; все внушает, что ты в святилище Божием, лицом к лицу с Самим Богом.

Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огонь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников — огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, светящий всей вселенной, что Она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества, престол огненный Вседержителя, вместе и огонь попаляющий нечестивых, и животворный для благочестивых; что святые суть светильники горящие и светящие всему миру своею верою и добродетелями, которые они совершили все, как одну, что они же и огонь попаляющий непочитающих их: ибо Дух Святый, освятивший их вечным освящением и неразлучно пребывающий в них, есть Огнь. Итак, грешник, трепещи ликов святых по причине грехов твоих и смотри, чтобы не вышел от них огонь палящий, и почитай лики их приличною им честию, как освященные образы Самого Бога, как друзей и верных рабов Его. В этом польза для тебя самого: если усердно будешь почитать их и припоминать житие и подвиги их, то сам будешь изменяться к лучшему, сам по мере сил уподобишься им, например: в вере, надежде, любви, воздержании, чистоте жития, в кротости, смирении, незлобии, сострадательности, милосердии, покорности воле Божией.

На три части разделяется храм для показания, что в нем приносится непрестанно жертва благодарственная за святых и умилостивительная о живых, земных, и о преисподних, или умерших.

Храм — преддверие неба и рая, и как бы самое небо, ибо в нем престол Божий, служение Ангелов, частое схождение Святого Духа, совершение небесных, животворящих и страшных Тайн, очищение грехов, подаяние святыни, причащение божественных Тела и Крови, онебесение, обожение земнородных. Велик, свят был храм Ветхого Завета, но больше, святее храм Нового Завета, ибо там Господь являлся в столпе облачном и огненном; здесь зрится, и осязается, и вкушается в Богочеловеческом Существе, в самом Существе Своем. Там ковчег Завета с очистилищем, манною, скрижалями, жезлом, как образами будущего, здесь Сам небесный хлеб — Христос, здесь божественное Евангелие, здесь Крест животворящий. Страшен был Синай ради схождения Бога на него и страшных знамений присутствия Божия — громов, молний, землетрясения, трубы звуков; страшна была и скиния, из коей выходил огнь на поражение непокорных; страшен и храм христианский не громами и молниями, а страшными и осязаемыми, видимыми Тайнами Христа Бога, личным пришествием и присутствием Самого Бога, божественным огнем Духа, сходящим на предложенные Дары. О, с каким благоговением должно входить и молиться в нем всем нам, особенно нам, приближающимся к самому престолу Божию и совершающим и употребляющим такие Тайны, с какою пламенною душою молиться!

Храм для христианина — средоточие света, благодати, мира, жизни Божией, освящения и святости, духовного и телесного обновления, силы, мудрости духовной. Здесь непрестанные токи божественной жизни проливаются, здесь течет источник бессмертия, здесь чаша жизни и хлеб жизни; приходи, уготовь себя, душу свою, и вкушай хлеб жизни вечной и пей питие, Кровь Божию, источник бессмертной жизни небесной. Совлекайся своего безобразия и смрада греховного и обновляйся, сколько хочешь: верующему и желающему от всего сердца все возможно; гони тьму твоих страстей и осиявайся светом присносущным светлейшей трисиятельной Троицы; черпай божественную силу для твоего немощного естества; бери препоясание духовное; бери всеоружие духовное — оно готово для всякого по мере нужды каждого; бери каждый все потребное: дары подаются от Бога всем независтно. Но вот в храме все обилие даров духовных — и нет желающих принимать их. Здесь жизнь божественная, свет божественный, сила божественная, мир божественный, святость божественная — и нет или мало вое-. приемлющих!

Вы ищете зрелища! Вот вам в храме, в богослужении беспримерное зрелище, зрелище всей земной жизни Богочеловека с Его младенческими пеленами и ложем в яслях, с Его сокровенною жизнию, с Его открытым, полным любви, мудрости и чудес служением миру, с Его страданиями, смертию, погребением, воскресением и вознесением на небо! Есть ли какое зрелище поразительнее, величественнее, поучительнее? Приходите хотя каждый день на это зрелище и питайте им зрение, и слух, и мысль, и чувство. Принимайте искреннее участие в Богослужении всякий раз, как приходите. Ваше спасение тут священнодействуется, за вас приносится жертва живая, за вас закалается Агнец Божий, за вас преломляется Тело Христово, за вас изливается Пречистая Кровь, искупившая весь мир! Несите сюда каждый жертву сердца сокрушенного и смиренного, жертву хвалы и благодарения!

Свечи и светильники пред иконами и на престоле означают то, что Бог есть чистейший свет и тьмы в Нем нет ни малейшей (1 Ин. 1, 5), и очи Его тьмами тем крат светлее солнца и видят все сокровенное и тайное в сем мире (Сир. 23, 27.28), во всякой душе; что святые Ангелы и угодники Божии, благодатию Божиею, также суть светы, и тьмы греха в них нет; что они видят в нас постоянно все сокровеннейшие помыслы, чувства, желания, намерения, дела, словом, все, что мы говорим или каждый из нас говорит, во всем мире; что они суть и огонь, пожигающий все нечистое. И ты, христианин, — чадо света, и все помышления твои, желания, чувства, намерения, слова, дела должны быть свет, а не тьма, яко чада света ходите, не преобразующеся... но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите (Ефес. 5, 8). Грехи наши — это тьма, адская тьма! Таковы: самолюбие, злоба, вражда, ненависть, зависть, недоброжелательство, лукавство, лицемерие, притворство, корыстолюбие, объядение, пьянство, блуд, леность, неверие, вольнодумство, своеволие, упорство, ложь, клевета, ропот, уныние, малодушие, боязнь и трусость, отчаяние, недовольство всем, смятение духа. И какая это бывает тьма! Непроглядная тьма, скрывающая от нас совершенно свет Божий; тьма смертная, удаляющая от истинной жизни и вносящая во все существо наше смерть духовную. Но внемли, христианин, ты можешь и должен быть светом, и горе тебе, если ты будешь тьмою по суемудрию и нерадению своему. Ты сам себе приготовишь осуждение, и вот тебе судии — все святые, которые были подобные тебе человеки подобострастные, но при свете слова Божия, при помощи благодати Божией, при своем старании и усердии сделались светом и угодили Богу, Первосвету и Первообразу.

МЫСЛИ У ПРЕСТОЛА БОЖИЯ. Где Я СТОЮ? На небеси, ибо вижу пред собою престол Божий. Где я стою? Не на Голгофе ли? Ибо вижу пред собою распятого за грехи мира Сына Божия воплотившегося, пострадавшего и умершего ради крайней благости. Где я стою? Не в Сионской ли горнице с Апостолами Спасителя моего? Ибо вижу пред собою! совершающуюся Тайную вечерю, слышу таинственные, проникнутые безмерною любовию к! погибающему миру, слова (ибо в лице Апостолов они сказаны всему миру): приимите, ядите, сие есть тело Мое; и: пиите от нея вcu, сия есть кровь Моя новаго завета и прочее (Мф. 26, 26-28). Вижу, вкушаю и осязаю Самого Божественного Спасителя моего в чудных Его Тайнах, ощущаю Его во мне действия, действия мира, очищения, освящения, оживотворения, просвещения, обновления, ибо они обновляют всякого искренно причащающегося. Где я стою? Не при кресте ли умирающего за грехи мира Господа моего, ибо вижу книгу завета, или последнего завещания Его верующим: сия заповедаю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе (Ин. 13, 34). Но где я стою и что слышу? Ибо часто слышу священную повесть о Его житии, о Его чудесных деяниях, о Его искупительном страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо. У ног Его я стою в Церкви Его, хранительнице Его заветов, заповедей и обетовании, Его таинств, Его животворящих дарований. Но где я стою? Я вижу отверзающимися врата этого образовательного неба, этой образовательной Сионской горницы, этой образовательной Голгофы! Вижу на этих вратах божественного Архангела, благовествующего Пречистой Деве о чудесном зачатии и рождении; вижу четырех евангелистов Спасовых с символами и чудными небесными благовестиями своими на вратах сих, как некогда св. Иоанн Богослов видел написанными на стенах таинственного града небесного двенадцать имен апостолов Агнца (Апок. 21, 11). Тут я мысленно ставлю себя в Назарете, в доме древодела, где жила преблагочестивая Дева, и вижу начинающееся спасение мое и явление таинства, еже от века, прежде сего видимого мира предположенного к совершению в судьбах Вечного. Вижу на вратах четырех свидетелей или списателей-благовестников чудесной и спасительной жизни моего сладчайшего Иисуса, Сына Божия, от Девы чудно воплотившегося. Ибо четверочастен мир по странам света: восток и запад, север и юг, и во всю землю изыде вещание их, и в концы (четыре) вселенныя глаголы их (Рим. 10. 18). Четыре свидетеля с избытком достаточно для показания истины повествования; они на вратах царских, как на вратах Царства Небесного, потому что чрез веру в их благовестив входим в отверстое Крестом Иисуса Христа небо, и они виновники нашего спасения, как пестуны, учители и отцы наши. Где я стою? Ибо вижу пред собою, по одну сторону царских врат Господа, по другую — Пречистую Матерь Его. Тут вижу в лицах главнейшие события из жизни Господа моего: Его рождение, Его крещение и прочее; там стоят предо мною Апостолы, там лики пророков, там лики иерархов, мучеников, преподобных, там лики праотцев и патриархов. Предо мною сонм небожителей, святых человеков. Где я? Я на небеси. Как церковь есть образование неба, так и все мы — члены одной Церкви Божией, и все святые угодники Божий близки к нам, как члены одного таинственного тела Церкви, имеющие одну Главу — Христа. Оттого диакон часто и поминает в ектении Пресвятую Богородицу и всех святых, как членов одной Главы и одного Тела, предавая себя и всех молящихся Главе — Христу.

Мы приносим в храм смрад греховный — святая Церковь приносит всегда Господу благоухание кадила и благоухание молитвы и подвиги святых, в воню благоухания духовного и в ходатайство за нас. Мы приносим хладные сердца, Церковь — горящие пламенники, святых Божиих, и огонь свечей и лампад.

Церковь есть воистину небо, особенно алтарь, и священник должен в алтаре оставить всякое земное пожелание, которое убивает в нем жизнь духа и отрезывает от Христа, от благодати Его, от дела Его спасения, от всего домостроительства Его, от любви к Нему и к спасаемому Им человечеству.

Храм есть место освящения христиан, дом молитвы, славословия и благодарения Творца и Искупителя, место богообщения и обожения; в храме небесное на земле житие и совокупление с ангелами. Дом Мой дом молитвы есть (Лк. 19, 46), — сказал Господь. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний (Пс. 93, 5). Святый царь и пророк во многих псалмах восторженно описывает пользу и необходимость храма для человека. А нынешние вольнодумные и развращенные люди что говорят? Не нужно нам храма, дома можно молиться. Дома? — т. е. в селении греха и суеты! О храме, особенно в храме, происходит сопряжение душ верующих, ищущих Бога, со своим Первообразом, Первоначалом и Создателем, особенно во время литургии и причащения святых Тайн, их любезное, благоговейное разглагольствие с Ним, их благодарение и славословие, их обручение с Богом. Храм — небо земное с престолом Божиим. Тут всегда Матерь Божия, тут все силы небесные, тут все святые угодники Божий, эти совершенные человеки.

Стоя во храме, будь весь, как на небе, с Богом, ибо в храме все небесно: тут прославляется имя небесного Бога Отца и Сына и Святого, Духа; он — дом молитвы, дом, в котором совершаются пренебесные Тайны, где всякий глаголет славу; тут прославляются и призываются в ходатаи о нас Пресвятая Богородица, все силы небесные, все святые, эти земные ангелы, небесные человеки; тут прославляются небесные добродетели святых; тут общая молитва, не о чем другом, житейском, а о спасении душ, о прощении грехов, о преуспеянии в добродетели и даровании блаженного бессмертия душам нашим — молитва за всех. Всякое житейское попечение должно отлагать в сторону, при входе в храм и стоянии в нем.

Как храм православный, так и все принадлежности его — святой престол, жертвенник, иконостас и вообще вся церковная живопись, а также Богослужение Церкви со всеми его обрядами, есть воплощение великой, спасительной идеи, именно той, что Церковь православная есть Тело Его, а Он, Господь, — Глава, соединяющая Собою небесных и земных членов и самых Ангелов, что Он есть дверь царствия, как и Пречистая Матерь Его, что Он крестом отверз сию дверь, что Он Собою облагоухал (фимиам) человеческое естество, воссмердевшее грехами, просветил его (свет свечей), согрел и оживотворил охладевшее, омертвевшее, освятил и оправдал его (святые угодники), облаженствовал (блажени нищие духом), и проч., и проч.; усыновил (крещение), обожил (причащение), очистил (покаяние) и помиловал, как и милует (Господи, помилуй), что Он воцарился и пребывает среди нас (Господь воцарися), учит, чудодействует, прорицает будущее (Апокалипсис), страдает, умирает, воскресает, возносится от нас на небо (не разлучаясь с нами), пасет нас, управляет нами (иерархия), возводит к совершенству. Чудное благолепие в наших храмах! Чудная мысль!

Храм — грань, соединяющая землю с небом, или земное небо. В нем истинная стихия душ наших; тут наша духовная пища, наше духовное питие (в священных песнях, чтениях), сладость, красота нетленная, сила, свет, обновление, слава истинная, мудрость; тут тихое пристанище от бурь греховных, неизбежных в мире, чистилище или измовение от греховных скверн, сокровищница и богатство нетленное; тут источник жизни Божией и предначинание жизни небесной, праведной, святой; тут теснейшее единение с Богом и со всеми святыми. Неоцененное сокровище Для христианина — храм.

Вступив в храм предвечного и конца не имеющего Творца твари, во время Богослужения вы как бы преступаете чрез порог времени и слышите непрестанно хвалу Вечному и тем угодникам Его, которые сподобились вечной жизни, и сами поучаетесь не привязываться к временному и исчезающему, а стремиться к постоянному и вечному, непоколебимому, неизменному.

В храме место только молитве, покаянию, славословию и благодарению Творца и Господа, Спасителя и Судии нашего, а не помышлениям земным или страстям житейским, плотским, и да молчит здесь всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет (Тропарь вместо херувимской песни в Великую Субботу), и никого и ничего да не предпочитает Творцу, да не стремится ни к кому и ни к чему, но всем умом и сердцем да погружается в Господа, в созерцание Его правды, святыни, благости, премудрости, всеведения, присносущия Его, всемогущества, Его неописанной красоты и доброты. Да наслаждается Его сладости бесконечной, да доброжелательствует искренно себе и всем людям, да желает и молит себе и им единого на потребу — спасения души, и о всем мире да приносит Создателю, создавшему весь род человеческий от единой крови (Деян. 17, 26), молитву о его мире, просвещении и спасении. Храм — небо земное; здесь престол Царя неба и земли, здесь совершается страшная, пренебесная жертва — Тело и Кровь Владычня, и верные соединяются с Господом и обожаются обожением чудным.

Входя в храм, вы видите лики Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых, апостолов, пророков, святителей, преподобных, словом, Церковь небесную, видите в малом виде и Церковь земную, священно-церковнослужителей и мирян, молящихся и призывающих в помощь и подкрепление своей слабой молитвы ходатайства святых. А в открытые царские двери видите как бы Голгофу и на ней крест с распятым Господом славы, престол небесного Царя; видите святую Чашу, из которой верные пьют кровь, истекшую из Пречистого тела Христова. Как все это много и убедительно говорит уму и сердцу христианина! Как все это расширяет его религиозный кругозор! Как это одушевляет, трогает и расширяет его сердце любовию к Богу и к святым, и ко всем людям! Как это подъем лет дух горе! Как тут не молиться пространным сердцем за всех, когда видишь оком веры молящимися за нас всех святых! Дева днесъ предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу; ангели со архиереи поклоняются, апостолы же со пророки ликовствуют — вот что поет Церковь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.