На главную страницу сервера "Русское Воскресение"
ФОТОГРАФИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ СВЯТОЙ РУСИ
  Главная    Разделы:   Страницы:

Статьи о Церковной архитектуре

Архиепископ Сергий (Голубцов)

Архиепископ СЕРГИЙ (Голубцов)

ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА

Текст воспроизводится по журналу "К Свету", выпуск 17, с небольшими корректорскими изменениями, внесенными для улучшения удобочитаемости текста. Некоторые иллюстрации заменены на цветные фотографии из нашей коллекции.


“Написанное — есть попытка себе уяснить ряд сложных вопросов в сложении церковного искусства. Чтобы доказать правильность их постановки, требуется серьезное обоснование с различных точек зрения, на что у меня в настоящее время нет возможности; но надеюсь, меня оправдает давняя мысль о справедливости и необходимости их решения в данном плане. Желаю все это выразить в работе, посвященной формам церковного искусства, может быть, они выявятся в исследовании, которое можно будет представить впоследствии в виде магистерской диссертации”,— записал владыка Сергий, когда 8 октября 1962 года дарил рукопись работы по теории церковного искусства своему бывшему ученику протоиерею Алексию Останову. В целом труд называется “Изучение путей к упрочению и уставности литургической жизни всей Православной Церкви, переданной через Церковное Предание и находящей свое выражение в иконописи и церковной архитектуре” (1961-62). Он состоит из двух частей: первая посвящена иконописи, вторая— архитектуре (по просьбе владыки в нее внес свои замечания и поправки киевский профессор Ю.С. Асеев). “Первая [так ее обозначил автор] редакция статьи по архитектуре” публикуется по авторской машинописи. Научно-справочный аппарат приведен к современным нормам.


Конспект работы

1. Богооткровенный характер храма, на основе ветхозаветной скинии. Храм —образ вышнего Иерусалима, грядущего Царства Божия, выражающий сущность Церкви Христовой как мистического Тела Христова [1].

2. Тесная связь храмовой архитектуры, ее символики с ее назначением. Храм —Ноев ковчег, корабль, прообраз Церкви. Трое-частное деление храма, подобно скинии, во имя Св.Троицы (алтарь — святая святых, превыше небес, средняя часть — святая, небеса, притвор — двор скинии, земля).

Будучи различной по форме она имеет один и тот же смысл — дома Божия. Храм строится по образу храма невидимого, т.е. Церкви [2].

3. Значение Храма как выражающего сущность Церкви Христовой, влечет за собой постоянство принципов его устройства, их каноничность на основе Церковного Предания, сохраняющего общие правила и принципы его построения.

4. Усовершенствование форм храмовой архитектуры в двух основных направлениях: базиличной (на Западе) и центричной (на Востоке). Происхождение базиличного типа храмов из символического их ветхозаветного и новозаветного значения, как Ноева ковчега, корабля, прообразовавших Церковь Христову. Принципы центричного построения храма, вытекающие из представления о храме, как мистическом Теле Христове, соединяющем в Себе весь мир и возглавляющем Собой Церковь видимую и невидимую. Отсюда завершение храма главою и крестом, видимым сего выражением.

5. Установившаяся форма храмов (базиличная, центричная, крестчатая, круглая) и их завершение (однокупольное, трехкупольное, пятикупольное, тринадцатикупольное и многокупольное) как выражение многообразия храмовой символики.

6. Единство и многообразие форм храмовой архитектуры как принцип Православия, выраженный на основе развития национальных традиций.

7. Искажение церковных традиций в храмовой архитектуре вследствие внесения принципов гражданского зодчества и их результаты: нарушение внутреннего и внешнего единства, потеря православного понимания и значения храма как мистического Тела Христова.

8. Искание путей к закреплению церковных традиций в храмоздательстве, путем изучения накопленного опыта общецерковного и национального их выражения.

9. Преломление в древнерусской церковной архитектуре византийских традиций, их особенности: лаконизм, простота, конструктивность, устойчивость плана и внешнего завершения сводов и куполов (центричность, однокуполие, пятикуполие, многокуполие в деревянном зодчестве).

10. Осложнение храмового завершения в виде ряда закомар, кокошников, луковичной формы куполов в русской архитектуре как выражение красоты и благолепия дома Божьего.

11. Русская храмовая архитектура — верная хранительница церковного предания в его многообразном выражении храмовой символики.

12. Соответствие храмовой архитектуры Церковному Преданию, нашедшему свое осуществление в многовековом храмостроительстве, есть основное условие упрочения литургической жизни Православной Церкви.

26 июня 1961


Рис. 1. Храм Св. Софии в Константинополе. (Литография конца XIX в.)

Храмы, в которых совершается богослужение Православной Церкви, имеют своим историческим началом, с одной стороны, ветхозаветную скинию, а с другой, горницу, в которой совершена Евхаристия Господом нашим Иисусом Христом.

Первая служила прообразом Церкви Христовой, вторая — ее осуществлением, зерном из которого впоследствии выросло могучее древо, символизировавшее грядущее Небесное Царство.

В первые века христиане не могли осуществлять храмостроительство в силу репрессий, но тем не менее с самого возникновения христианских общин мы наблюдаем вполне сложившееся внутреннее размещение главных богослужебных помещений. Мы имеем в виду подземные храмы в катакомбах: крипты и капеллы. Так, например, на краю Рима, около ворот, носивших название “Порта Маджиоре” был открыт в 1917 г. подземный храм—базилика, возникший в толще грунтового туфа в 50-х годах в правление [Императора] Клавдия (сконч. в 54 г.). [3]

Еще не будучи закончена, она была засыпана, на стенах ее сохранились росписи.

Эта удивительно сохранившаяся базилика является древнейшим типом храмового зодчества, без сомнения христианского происхождения. Она проливает свет на храмовую христианскую архитектуру древнейшего периода [4].

План ее следующий. В основании ее лежит продольный четырехугольник: 12 м. длины и 9 ширины. Внутри имеется два ряда массивных опорных столбов около метра в сечении, по три с каждой стороны. Столбы завершались арочным цилиндрическим сводом, высоко поднятым над полом. Впереди имелась полукруглая апсида, завершавшаяся полукруглым же сводом. Она заканчивала собой пространство так называемого среднего нефа, пространства, образованного рядами столбов. Впереди базилики, судя по плану, можно думать, что здесь был алтарь с престолом и алтарной преградой, выступающей вперед к столбам и почти с ними соприкасающийся.

Перед входом в базилику имелось небольшое квадратное помещение, приблизительно 4x4 м, являвшееся, по-видимому, притвором, вверху которого помещалось отверстие — люминарий, соединяющее катакомбы с внешним воздухом.

Это уникальное сооружение является предшественником соответствующего типа первичных христианских храмов, в частности, христианских базилик [5].

В других подземных храмах, в алтарных апсидах высекались седалища для епископов с боковыми сидениями для пресвитеров.

Одновременно с подобными подземными храмами существовали в домах помещения, отводимые под места богослужебных собраний христиан, носившие название икосов. То были столовые помещения иногда богато украшенные двумя рядами колонн, которые делили их на ряд пролетов (нефов), из которых средний был шире и выше боковых.

Возле икосов находились бассейны окаймленные стенами и колоннами под открытым небом, так называемые “перистили”. Они могли служить баптистериями для новообращенных.

Икосы явились первоначальными христианскими интерьерами, из которых впоследствии возникли древнехристианские базилики. Так последовательно развивалась архитектурно-художественная композиция древнехристианских храмов, подчиняя своему назначению, бывшие дотоле жилыми помещениями, интерьеры гражданских зданий.

Этому во многом способствовало само по себе символическое значение храмов, как кораблей, уподоблявшихся Ноеву ковчегу, который служил прообразом Церкви Христовой.

Базилики отличались от современных им позднеримских общественных зданий легкостью своих архитектурных форм, выражавших идеальный потусторонний мир. Этому отчасти помогал и сам по себе быстрый способ возведения храмов в то время.

Рис. 2. Шатровый деревянный храм в посаде Уна Архангельской губ. (XVII в), реконструкция Суслова.

“Легкость конструкций и нередко встречающаяся открытая внутри строительная конструкция крыш побудили некоторых старых представителей науки назвать древнехристианскую базилику “временно прикрытым двором” [6].

Наглядное представление об общем виде христианской базилики нам дает прекрасный памятник прикладного искусства — лампадофор, найденный в склепе V в. в Алжире, близ Орлеансвиля. Он точно воспроизводит базилику с рядом колонн, соединенных арочками, с двускатной крышей, алтарной апсидой в восточной части [7].

К сожалению, от первых веков христианства не сохранилось храмов базиликальной формы, но мы можем иметь о них представление, благодаря несколько более поздним архитектурным сооружениям V в., подобным базилике св. Павла в Риме, Санта Мария Маджиоре, св. Агнессы и др., в которые привнесено осложнение в виде построения второго этажа хор над боковыми нефами, устройством впереди поперечного нефа (трансепта).

В римских древнехристианских базиликах мы имеем переход к византийской архитектуре на Востоке и романскому стилю в Западной Европе, для последней в особенности, потому что в Западной Европе вплоть до XIX в. разрабатывается базиликальная композиция церковного здания, в то время, как в зодчестве Византии главную роль играл центрический архитектурный тип.

Древнехристианские базилики распространились в IV в. по всей Римской империи, в различных частях которой можно проследить всевозможные варианты основного архитектурного типа. Особенно отличаются от столичных древнехристианские базилики восточных провинций, которые, однако, только в V и VI вв. выработали свой архитектурный тип, относящийся к Византийской эпохе.

Византийская архитектура представляет из себя сочетание и переработку архитектуры сирийской, малоазийской (с ее провинцией Анатолией), и отчасти александрийской на старой греко-римской основе. Восточная архитектура, в частности сирийская, привнесла сильное изменение в базиликальные здания: укоротив их длину, она их расширила, приблизила к квадрату, исключила поперечный неф (трансепт) и, наконец, возвела купола на парусах.

Так сложился новый центричный тип храмов, впоследствии весьма распространившийся в восточном Православии и в нем нашедший глубокое символическое значение. Этому обстоятельству способствуют новые архитектурные конструктивные части здания: коробовые своды, паруса и т.п.

Рис. 3. Крест храма Св. Троицы в с. Лыково. Конец XVII в.

Весьма важно отметить влияние на Византию построек, возникших в Палестине над святыми местами, в частности, круглой ротонды над Гробом Господним.

Строители из Малой Азии, в особенности из провинции Анатолии, постоянно строили в Константинополе, Салониках и других городах Византии. Анатолийскими архитекторами Артемием из Траллеса и Исидором из Милета в 532 - 537 гг. был выстроен знаменитый храм Святой Софии в Константинополе, в котором гениально была разрешена задача сочетания центрально-купольного и базиликального типов [10]. (рис. 1)

В нем одинаково могли сказаться принципы строительства круглых храмов (ротонд), родившихся из построек погребального значения, а впоследствии и из баптистериев.

Принимая во внимание огромное воздействие на последующие времена этого мирового шедевра архитектуры, следует его охарактеризовать в нескольких чертах.

План храма представляет собой почти правильной формы четырехугольник, разделенный на три нефа. Средний неф занят огромным 30-метровым в диаметре куполом и двумя полукуполами, которые вместе составляют единое возвышающееся завершение храма.

Принцип продольного корабля заменяется централизацией огромного подкупольного пространства. Главный купол опирается путем четырех парусов на четыре мощных столба, имеющих вид отрезков стен, в промежутках которых расположены ряды колонн соединенных арками в два этажа.

Базиликальный и центричный принципы архитектуры здесь слиты во единое, но

многообразное по своему символическому значению целое.

Купол выражает собой вселенную, объединяя понятие о Боге и о всем мире в гармонически слитое единство.

Богатство символических значений, выражающихся архитектурой храма, удивительным образом сочеталось с богатством архитектурных впечатлений.

То, что было раздельно представлено в архитектуре на месте страданий Христовых в 335 г. св. равноапостольным Императором Константином Великим (мы имеем в виду базилику — Мартириум и круглую ротонду — Анастасис над Гробом Господним) [11], теперь в храме Св.Софии предстало единым целым в непревзойденной степени.

Архитектура храма Св.Софии творчеством гениальных строителей явила миру результат долголетней облагодатствованной деятельности Церкви по усовершенствованию форм храмостроительства, где достижения гражданского и церковного зодчества слились в единое целое для прославления истинного Бога, явившего Свою благодать и силу в христианской религии.

То был факт огромного значения. Он говорил о том, что Церковь Христова, выйдя из катакомб и преодолев гонения и еретические на нее восстания, соделалась победительницей и свою сущность выразила в столь возвышенных архитектурных формах.

После храма Св.Софии, памятника неповторимого в Церковной истории, происходит дальнейшее развитие форм храмового зодчества, выявляющего другие стороны храмовой символики.

Мы имеем ввиду пятикупольные, многокупольные, круглые и крестчатые храмы.

Низкий, почти незаметный, барабан храма Св. Софии впоследствии вырастает в самостоятельную архитектурную конструкцию и позволяет совершенствовать формы самого купола с венчающим его крестом, также проходящим известный путь развития от равноконечного византийского к удлиненному в русской церковной архитектуре.

Возвышение барабана и главы придало храмам еще более отвлеченный вид и символическое выражение Церкви, как тела Христова, имеющего главу Христа в лице данных архитектурных завершений.

Четыре паруса и четыре опорных столба нашли свое дальнейшее развитие в соответствующей пятикупольной системе завершения храмов. Коробовые его своды в подобной конструкции образовали крестообразное их пересечение, в центре которого находится барабан центрального купола. В свою очередь, последний возвышался своими объемами над остальными четырьмя куполами и выражал собою Главу Церкви Христа.

Боковые могли изображать четырех Евангелистов с их проповедью Евангелия четырем странам света.

Последующее развитие купольной системы приводит к трехкупольной композиции, редко применявшейся, которая символизировала таинство Св. Троицы. В подобных случаях все три главы равного размера были поставлены в ряд. В больших соборных храмах число куполов иногда достигало 13-ти купольной системы, где символично представлен Христос с 12-ю учениками.

Многоглавие явилось вследствие желания увеличить благолепие храма Божьего. Оно нашло себе применение, например, в деревянной архитектуре древней Руси.

Круглые храмы (ротонды) обязаны своим происхождением погребальным усыпальницам весьма древнего происхождения. Впоследствии подобная архитектура оформляла христианские баптистерии. Ротонды оказали сильное влияние на развитие купольного завершения храмов и в этом их большое значение для храмостроительства. Круг, как символ вечности Божества, безграничности вселенной, как нельзя больше подходит к его выражению в купольной системе и поэтому он естественно вошел в обязательное конструктивное завершение храмов.

Что же касается крестчатого плана храма, то он весьма хорошо сочетался с утилитарными требованиями устройства трех входов в храм, четвертый же конец образуется в восточной стороне его апсиды. Однако по своему назначению входов, три конца креста в редких случаях являются частями плана внутренней композиции здания для молящихся.

Отрыв концов от своего центра и связь их входами не давали возможности развития этой системы, хотя мы нередко встречаемся с намеченным планом крестовидной формы.

Ярусная композиция храмов явилась последующей формой развития в стремлении зодчих к построению храмов ввысь, с большим внутренним открытым пространством, что сделалось характерным при увлечении задачами растущего градостроительства с наличием в городах высоких гражданских зданий. С другой стороны, ярусная композиция храмов продиктовалась, в частности, желанием зодчих придать храмам особую красоту, что в весьма большой степени нашло себе применение в деревянной архитектуре древней Руси.

Строительство храмов, по мере распространения христианства в различных странах и народах, на протяжении столетий привело к созданию национальной храмовой архитектуры.

Однако, следует отметить, что первоначальный вид базилик с внутренней композицией храма в виде продольного четырехугольника и главных ее частей: алтаря, средней части храма и притвора, легли в основу храмовой архитектуры всех христианских народностей древнейшего периода. Каждая страна вырабатывает на основе общего данного типа свою национальную храмовую архитектуру. В этом сказалось многогранное выражение единой Церкви Христовой.

Если в Риме христианская базилика сохраняет свои конструктивные удлиненные формы с двухскатной крышей, похожей на домовую постройку, то на Востоке в Малой Азии, Сирии, Палестине, Месопотамии базиликальная архитектура вырабатывает центрические ее выражения. Здесь находят свое применение своды, арки и купольная система завершения здания, которые впоследствии найдут свое блестящее применение в Византийской архитектуре, которая претворила базилику в центрическое здание с куполообразным завершением.

Так Церковь Христова постепенно совершенствует формы храмовой архитектуры, идя неуклонно по пути их выражения как домов Божьих, существенно отличающихся от жилищ человеческих.

В целях наиболее полного представления об этом процессе и его вариантах рассмотрим эволюцию базиликальных храмов в армянском и грузинском храмовом зодчестве.

Древнейшая армянская церковь, будучи тесно связана с Востоком, сохраняет своеобразный архаизм своей храмовой архитектуры.

Здесь налицо и базиликальные формы двухскатных кровель и центрическая купольная система завершения храмов.

Центричность здесь поглощается базиликальными древними формами.

Рис. 4. Собор Софии Премудрости Божией в Киеве. (1037 г.) Поперечный разрез.

Для армянской храмовой архитектуры характерно последующее развитие центрично-купольной композиции и крестчатого в плане храма, вначале вписанного в прямоугольник близкий к квадрату, а затем перешедший в наружное выражение креста [12].

Следует также отметить наличие в архитектуре круглых храмов (ротонд), которые в последующем своем развитии переходят в ярусную их композицию.

Армянское храмовое зодчество было связано с архитектурой Сирии и Малой Азии.

Что же касается древнейшей грузинской храмовой архитектуры, то тип ее базилик весьма был сроднен армянским зданиям. Однако и в ней наблюдается тот же процесс перехода базилик к иным формам своего выражения.

Вначале базиликальная композиция храмов Грузии была в плане строго выдержанным продольным прямоугольником с выступающей вперед апсидой и возвышающимся средним нефом [13].

Особенностью данного типа являлось отсутствие притвора на западе (нартекса). Его заменял ряд открытых портиков с северной стороны, заканчивавшихся апсидой в восточной их части. В них, по-видимому, помещались оглашенные, впереди же в небольшом помещении приготовлялись просфоры для проскомидии [14]. Впереди, с южной стороны, примыкал к алтарю баптистерий с восточной и южной апсидой, от которого также шли портики к западной стене храма.

Устройство портиков следует рассматривать в связи с архитектурой Армении, Малой Азии и Сирии.

Рис. 5. Церковь Покрова на Нерли. XII в.

Впоследствии апсиды не всегда выступают за пределы восточной стены, вследствие чего храм получает формы прямоугольника, но со стенами иногда имеющими тройные выступы со всех сторон.

Имеют место базилики, у которых продольные нефы отделены друг от друга глухими стенами со смежными проходами между ними (так называемые трехцерковные базилики).

С конца VI в. получают рапространение крестово-купольные храмы, вписанные в четырехугольник, подобно замечательному храму в Джвари, особенностью которого является устройство стен с тройными выступами и прекрасное соотношение архитектурных масс между собой с соответствием внутреннего вида наружному. Строгий четкий силуэт храма весьма характерен для сложившегося грузинского храмового зодчества. Встречаются храмы крестообразные не только в плане, но и в наружном их выражении (храм в Дзвели-Гавази).

Следует отметить весьма большие барабаны, часто имеющие восьмигранную форму, заканчивающиеся такими же граненными наружными куполами.

Грузинская храмовая архитектура имеет свой национальный путь развития, вне зависимости от Византии. Однако, для обеих культур характерно общность в развитии центрально-купольной композиции храмов, имеющих своим началом базилики с купольным завершением.

Позднее, в VII веке, в Грузии возникают храмы с куполами на четырех опорных столбах, сохраняющие в четырехугольном плане форму равноконечного креста. В зависимости от их основных конструкций строится соотношение прочих частей здания [15].

В отличие от армянских храмов, в Грузии наблюдается присутствие открытых хоров в притворе и почти всегда наличие наружного выражения алтарных апсид.

Храмы Грузии и Армении отличаются четкими конструктивными формами, которые они удерживают на протяжении многих столетий. Строгость форм еще более отражают двухскатные перекрытия кровель и завершение зданий коническими куполами. Это обстоятельство придает им архаичный вид и сближает со строгостью форм древних базилик.

Просмотренный нами вкратце в главных чертах процесс формирования и развития храмовой архитектуры древнейшего периода приводит нас к выводу, что само по себе назначение храмов, как собраний христиан для богослужения и всей совокупности жизни церковной неуклонно вело храмоздательство к мистическому выражению в них церкви небесной и земной, объединенных и возглавляемых Единою Главою Господом нашим Иисусом Христом.

Проследим вкратце возникновение и развитие храмового зодчества в Древней Руси. Последняя явилась наследницей не только Византийского искусства, но и всего остального благодатного достояния, которое накопила Церковь Христова за все время своего существования. Сами по себе многочисленные культурные и торговые связи нашей Родины с окружающими государствами: будь то Византия, прибалканские страны или другие народы — все вместе взятое способствовало освоению Древней Русью различных видов храмового зодчества.

Первоначальными христианскими памятниками, близкими к Руси, являются остатки храмов в древних греческих колониях в Крыму, например, в г. Херсоне (Корсуне). Данный город являлся местом оживленных сношений русских с греками и он упоминается, как место крещения св.кн.Владимира, откуда он впоследствии взял священников, иконы и церковную утварь для крещения киевлян.

В нем, на месте древнего городища, сохранились развалины нескольких древних базилик, сохранившиеся же частично планы храмов дают представление об их характере и времени возникновения христианских базилик.

Рис. 6. Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом. XII в.

Первая из них принадлежит эпохе Св.Константина Великого (IV в.) и представляла из себя продольный прямоугольник с тремя нефами и одной выступающей вперед апсидой. (Размер храма 34 м х 21 м) [16]. Средний неф был весьма широк и вымощен белым мрамором. Боковые нефы отделялись от него одиннадцатью колоннами, частично византийского стиля, сзади находился притвор с тремя выходами. На полу южного нефа сохранились остатки прекрасного мозаичного пола.

Впереди возвышается алтарь с остатками низкой алтарной мраморной преграды, состоявшей из колонн и плит между ними, сверху была устроена занавесь. Подобного рода иконостасы были в употреблении в Греции и на Востоке. В плане сохранились царские врата, южные и северные двери.

Сбоку справа от иконостаса находилось место клироса.

В алтаре на горнем месте сохранилась каменная скамья позднейшего происхождения и мраморная плита от престола.

Мраморный амвон был обнесен колоннами с плитами между ними.

На бывших сводах сохранились остатки мозаичных изображений.

Не исключена возможность, что данная базилика построена на месте бывшего языческого храма, отдельные куски от здания которого вкраплены в архитектуру базилики.

Около южной стены храма находилось самостоятельное небольшое здание — крещальня, построенная на месте бывшего здания, от которого сохранился фундамент апсиды.

Крещальня была крестообразной формы. Внутри находился круглый бассейн —купель, в основании которой был высечен крест с расширяющимися концами [17].

Неподалеку от базилики на северном берегу моря находятся остатки второй малой базилики с тремя апсидами и шестью столбами по три в ряд, состоящей из двух помещений: верхнего и нижнего.

Неподалеку от нее, у монастырского кладбища, от той же эпохи сохранилась трехнефовая базилика с одной пятинефной апсидой.

Имеется еще ряд базилик в разных местах древнего городища.

Среди них следует особо отметить храм, находящийся в центре городища. Он представляет собой в плане строго выраженную форму равноконечного креста размером 18x16 метров с полукруглой алтарной апсидой. Храм возможно имел купольное завершение.

Справа к алтарю примыкала крещальня, имевшая также полукруглую апсиду.

По преданию в этом храме крестился св. кн. Владимир, когда прибыла будущая его супруга Анна, сестра Византийского императора Василия II [18].

Остатки древнего храма выявляют весьма богатое его оформление дорогими материалами: мрамором, позолотой, мозаикой и прочим убранством.

Впоследствии над остатками древнего храма возникает новый храм, посвященный св. кн.Владимиру [19].

Краткое знакомство с остатками древних храмов в Херсонесе убеждает нас во всеобщности характера христианской архитектуры в первохристианские времена и вместе с тем показывает начавшееся разнообразие их архитектурных планов.

Следует особо отметить присутствие при храме баптистерия.

Сгущенность церковных зданий на месте древнего городища в Херсонесе говорит о расцвете христианства в раннюю пору его возникновения в этих местах.

Здесь на заре христианства окончил свою жизнь в ссылке св.Климент папа Римский. Его св. мощи, равно, как и его ученика Фивы, перенес св. кн. Владимир в Киев после своего крещения, последовавшего в конце лета 989 г. [20].

Свеча Православия была вожена у Херсонских святынь при многих небесных знамениях: 25 апреля 989 г. было видимо северное сияние, 27 июня появилась комета, стоявшая 20 дней и предвозвестившая сильное землетрясение, которое и было 25 октября.

Что происходит в этот период времени на Руси? Сильный подъем веры, оживленное строительство храмов. В 989 г. закладывается Десятинная церковь, оконченная в 996 г., после нее происходит строительство ряда храмов и, наконец, закладка Св. Софии Киевской в 1037 г. В киевской храмовой архитектуре уже в X - XI вв. сказалось своеобразие национальных черт, по всей вероятности продиктованных принципами деревянного [строительства]. Оно нашло свое осуществление в многокупольном завершении храмов.

7. Церковь Воскресения Христова в Кадашах. Москва. Кон. XVII в.

Греческие мастера, попадая на Русь, должны были поневоле считаться с местными традициями, применяться к народным требованиям. “Поэтому всегда получалось так, что даже те произведения, в создании которых греческие мастера принимали деятельное участие, оказывались мало похожими на то, что они выполняли у себя на родине.

Вот почему киевская София имеет так мало общего с византийскими церквами. Ее тринадцатиглавие было, несомненно, навеяно образцами деревянного [строительства], которые в еще большей мере определили внешний облик Десятинной церкви, увенчанной двадцатью пятью куполами” [22].

Многоглавие русских храмов заявило себя в ранних памятниках храмового зодчества и это было неслучайным явлением. Кругом в городе высились остроконечные верхи гражданских строений: дворцовых, крепостных башенных деревянных [сооружений]. Окружающий городской ансамбль сам по себе подсказывал оригинальное завершение храмовой деревянной и каменной архитектуры, в виде многоглавия и нарастающей вверх монументальной храмовой конструкции зданий.

Храм Архангела Гавриила, иногда называют 'Меньшиковской башней'. Архангельский переулок, недалеко от Чистопрудного бульвара, в советские времена назывался Телеграфным. В настоящий момент в храме Архангела Гавриила и соседствующем с ним храме св. вмч. Феодора Стратилата располагается подворье Антиохийской Православной Церкви.

8. Церковь Архангела Гавриила в Москве. “Меньшикова башня” XVIII в.

Деревянная архитектура в ту пору была на высоком уровне своего развития. Очень рано в деревянной храмовой архитектуре возникает шатровое завершение храмов — прямое наследие гражданского деревянного строительства (рис. 2).

Перенесение принципов деревянного [строительства] в каменную храмовую архитектуру привело к расцвету храмового зодчества на Руси, обогатило его формы местными народными традициями, создало русскую национальную архитектуру, породило местные строительные школы в последующие эпохи.

Придание храмам особой одухотворенной красоты, путем сложных конструктивных их завершений стало все более возрастающим желанием русских зодчих в течение ряда столетий.

Получило развитие нарастание архитектурных масс в их стремлении к верху. Появились, так называемые, закомары со ступенчатым их построением, которое отразилось не только снаружи, но и внутри на сводах, произошла смена прежней крестово-купольной системы на ярусную: закомары впоследствии переходят в декоративное наружное оформление храмов.

Шатровое завершение храмов в соединении с ярусом закомар приводит к столпообразной конструкции (храм в Коломенском XVI в.).

Групповое их соединение создает изумительную красоту подобную храму св.Василия Блаженного в Москве.

Подобное же развитие проходят купола от сферической формы через шлемовидную к луковичному их выражению.

Происходит развитие колокольного звона, на смену скромных примитивных звонниц вырастают красивейшие высотные колокольни, имеющие на всех ярусах богатейший набор колоколов, которые создают изумительные трезвоны во славу Божию.

Изменения происходят и с крестами на храмах.

Равноконечная форма византийского креста на русской почве переходит в удлиненную восьмиконечную с необычайно изящными соотношениями частей.

Впоследствии, в позднейшее время, крест сопровождается сиянием и украшается ветвями, как древо процветшее безсмертия. (рис. 3)

Любовь ко кресту породила в русской душе дополнительные символы, несущие миру весть о новой жизни во Христе, чрез Распятие Христово. О том же явственно возвещает и церковный звон своей исключительно радостной победоносной музыкой.

Вернемся теперь к начальному периоду развития каменной архитектуры и посмотрим, как сохранялись древние традиции общецерковного храмового зодчества на Руси.

Прежде всего сохраняется четкий план храмов в виде четырехугольника с выступающими апсидами и центральным пространством для устройства купола с соответствующей системой опор и сводов.

Это обстоятельство объясняется самим богослужением, действие которого развертывается вокруг центрального амвона под куполом [24]. Кругом его группируются архитектурные части, которые отводятся для молящихся. Они сохраняют традиционные боковые нефы с пролетами между опорными столбами, создающими уютные интерьеры для собранной молитвы. (рис. 4)

Одновременно сохраняется вертикализм всей постройки, наметившийся еще в византийской архитектуре XII в. [25]

Храмовое строительство все время прогрессирует в сторону мистического и символического его выражения. Облегчаются опорные столбы, в основании которых кладется крест. Усовершенствуются формы барабанов и куполов, которые получают самостоятельное развитие. Удлинение барабанов вверх и сужение в диаметре порождает представление о человеческой шее, отсюда название “шейки” барабана.

Вертикализм стен со сложной системой завершения зданий приводит к еще более близкой аналогии с человеческой фигурой, не говоря уже о венчающей храм главе.

Храмовая архитектура строится на гармоничном соотношении частей к целому. Монументальность выражения ограничивает декоративное украшение стен. Храмы белизной своих форм ярко выделяются и венчают собой ансамбль гражданских зданий.

Деревянная храмовая архитектура занимает срединное место между обоими видами зданий, высотой и декоративностью своих форм она завершает городскую архитектуру.

Взаимодействие каменной и деревянной церковной архитектуры питает на протяжении многих столетий умы предприимчивых талантливых зодчих для создания новых форм и вариантов национальных форм, в результате чего создается смена стилей храмового зодчества, в обоих видах материала.

9. Собор Живоначальной Троицы на Рву (Покрова Богородицы). Красная площадь в г. Москве

Краткий обзор развития храмовой архитектуры приводит нас к следующим выводам.

В ее развитии наблюдается всеобщность и постоянство в осуществлении главных моментов, а с другой стороны — изменчивость форм.

К первым относятся наличие основных частей здания: алтаря с боковыми помещениями, жертвенником и диаконником, и алтарной преградой, далее, средней части с солеёй, амвоном и клиросами, иногда хорами и прилегающей трапезой и, наконец, притвором (нартексом) имеющим один или несколько входов.

Формы изменяющиеся в зависимости от национальных традиций и стилей будут следующие:

1. Прежде всего план, диктующий различные композиции внутреннего размещения частей целого и их соотношения между собой, в то же самое время сохраняющий большую устойчивость в расположении главных частей алтаря, средней части и притвора;

2. Характер архитектуры: базилики, базилики с купольным завершением, центричные храмы с различными купольными завершениями (храмы прямоугольные в плане, близкие к квадрату, круглые, шестигранные, крестовидные, ярусные и т.п.);

3. Завершение храмов: без глав, одноглавые, трехглавые, пятиглавые, 13-тиглавые, многоглавые; (рис. 5)

4. Кровли, их перекрытия: двухскатные, восьмискатные, шатровые, позакомарные;

5. Декоративная обработка храмов: стен, окон, входов, барабанов, куполов.

Из соединения обоих видов, неизменного и изменяемого в храмовой архитектуре, мы выносим определенное заключение о единстве литургической жизни Православной Церкви при многообразном проявлении ее архитектуры в разные времена и в разных народностях.

В храмовом зодчестве творчество архитектора не обезличивается, а наоборот живет полноценной жизнью в созвучии выражения ее со своей народной церковной архитектурной традицией.

Объединенные единой православной верой все поместные церкви, входящие в состав Вселенской Церкви, осуществляют путем созидания своих национальных храмов, единство богослужения, выражая его богатством мистического содержания, многообразием символических форм храмовой национальной архитектуры, подобно символическим обозначениям Церкви Христовой, как корабля, Ноева ковчега, камня исповедания веры, столпа и утверждения истины, мистического Тела Христова и т.п.

В зависимости от того или иного символического содержания или национальной традиции, зодчие строили храмы различные в плане и по форме внешнего выражения.

Для лучшего уяснения значения Церковного Предания в храмовом зодчестве следует рассмотреть последствия, к которым приводит несоблюдение условий, необходимых для выражения в ней церковности.

Перед нами Казанский собор в г. С.-Петербурге. Красивое монументальное здание поглощено огромной колоннадой классического стиля. Этим обстоятельством преуменьшается самодовлеющее значение храма.

Московский храм-башня в Москве совершенно поглощен башнеобразной формой, отсюда и храм получил название — “Меньшиковой башни”. (рис. 6)

Особо частое нарушение происходит в храмовой архитектуре несоразмерно большими, по отношению к храму, высотными колокольнями, преуменьшающими значение храмов, например, собор Петропавловской крепости в Петербурге, Софийский храм на Софийской набережной в Москве.

Все эти явления представляют из себя исключения из общего правила храмового зодчества, показывая собой их отрыв от Церковного Предания по вине заказчиков и самих зодчих.

Русская храмовая архитектура в XVIII в. подверглась большому влиянию западной классической гражданской и церковной архитектуры. Однако, как и в древние времена, при начале своего развития, строительство храмов использовало элементы языческой архитектуры, приспособив их к своим целям, так и в позднейшую эпоху элементы классики, будучи умело использованы, не совсем подавляют или искажают Церковное Предание. Но тем не менее проникновение принципов гражданского зодчества занижает, затемняет мистическое выражение храмов подобно тому как значительно понижается сущность иконы природными реалистическими формами окружающей действительности.

Возврат к древним национальным формам, в частности в России, произошел в XIX в. Он нашел свое осуществление в построении ряда храмов в древнерусском стиле, правда, не совсем правильно понятом.

Таковыми будут: Воскресенский храм в Петербурге, являющийся произвольной копией храма св. Василия Блаженного в Москве, храм Христа Спасителя в Москве и др.

В настоящее время искусствоведческой наукой и реставрационными силами страны производится массовое изучение и реставрация древнего храмового строительства, позволяющее открыть новые страницы древнего русского храмового зодчества и восстановить образы многих храмов. Это обстоятельство позволяет нам ответить на следующий вопрос.

Каковы пути, ведущие к закреплению церковных традиций в храмовом зодчестве?

Путь к сему лежит в тщательном изучении всего многовекового архитектурного наследия, оставленного нам Православной Церковью в различных национальных его преломлениях.

Мерилом, образцами будут являться при этом лучшие памятники национальной храмовой архитектуры, заслужившие всеобщее одобрение. Так, например, на строительство храмов Киевской Руси в последующие эпохи повлиял соборный храм Киевско-Печерского монастыря [26].

Развитие храмовой архитектуры главным образом зависит от талантливых зодчих, существенно понимающих задачи стоящие перед ними [27].

Тщательно изучая прошлое церковное наследие, они многое берут из него, преломляя в своем творческом сознании древние принципы и их художественное выражение.

Так возникают стили храмов и их смена.

Без соблюдения древних традиций немыслимо было бы появление таких новых храмов на Руси, как Покровский храм в Москве (церковь Св. Василия Блаженного), путь к которому лежит через столпообразные храмы глубокой древности. (рис.7)

Осуществление принципов Церковного Предания настолько ярко отразилось в храмовой архитектуре, что можно довольно верно определить: отражает ли данный храм верность Церковному Преданию или оно в нем затемнено, искажено элементами, чуждыми Православию.

Мерилом верности Церковному Преданию будет служить прежде всего отражение в архитектуре храма национальной вековой традиции храмового зодчества.

Это обстоятельство позволит нам отнести данный храм к определенной церкви: византийской, русской, болгарской и т. п.

Во-вторых, и это самое главное: соответствует ли он богослужебному назначению, символике храма?

Православный храм должен обязательно иметь единство своего внутреннего и внешнего выражения. К этому призывает его вся мистическая сущность храмовой архитектуры, выражающей Церковь Христову.

Существенное выражение, путем храмовой архитектуры, Вселенского Православия есть задача всех времен и народов его содержащих и сохраняющих до настоящего времени.

Церковь Христова, одухотворяемая Духом Святым, явила миру единство храмового зодчества чрез преломление его постижения в национальной храмовой архитектуре.

13 сентября 1961 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Успенский Л.А., Иконоведение. Paris, 1957. Рукопись.Т.1.

2. Там же. С.26.

3. Всеобщая история архитектуры. М., 1948. Т.II. Кн.2. С.191.

4. Сергий (Голубцов), иеромонах. Лекции по церковной археологии. Московская Духовная Академия, 1951. Рукопись. С.75.

5. Там же.

6. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Л., 1935. С.412.

7. Банк А.В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. Л. 1960. С.5. Илл.9.

8. Брунов Я.И., Указ. соч. С.416.

9. Некрасов А.И., проф. Византийское и русское искусство. М., 1924. С.6.

10. Алпатов М.В., Всеобщая история искусств. М.; Л., 1948. T.I. C.219.

11. Успенский Я.Д., проф. // Журнал Московской Патриархии 1961. N5. С.19.

12. Якобсон А.А., Очерк истории зодчества Армении V-XII вв. М.; Л, 1950. С.18.

13. Болнисский Сион 478-493 гг.

14. Амиранашвили Ш.Я. История Грузинского искусства. М., 1950. Т.1. С.101.

15. Амиранашвили Ш.Я. Указ. соч. С.120.

16. Айналов Д.В. Памятники христианского Херсонеса. М., 1905. Вып.1. Развалины храмов. C.2.

17. Указ. соч. С.15.

18. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С.364.

19. Айналов Д.В. Указ. соч. С.46-54.

20. Левченко М.В. Указ. соч. С.365.

21. Там же. С.360.

22. История русского искусства. М., 1953. Т.1. С.109.

23. Воронин Я.Я. Зодчество Киевской Руси// История Русского искусства. М., 1953. Т.П. С.114,132,151.

24. Там же. С.497.

25. Там же. С.504.

26. История русского искусства. Т.1. С.140-143.

27. Воронин Я.Я. У истоков русского национального зодчества// Ежегодник Ин-та истории искусства. Л., 1952. С.259.

28. Там же. С.114.